МЫ РАБОТАЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ
Дежурный специалист: +7(911)963-33-55

Экспертиза языкового материала

Эксперт-лингвист «Северо-Западного бюро негосударственных судебных экспертов и специалистов» – доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания со стажем экспертной деятельности более 20 лет – провел исследование языкового материала. На исследование были предоставлены аудиофайл с записью судебного заседания и копия протокола.

Вопросы, поставленные специалисту для разъяснения:

  1. Содержится ли в высказываниях ответчика «У истицы есть ребенок от первого брака. На моих глазах все происходило: отец биологический брал ребенка, и после того как ребенок приходил домой счастливый, она запретила ему общаться с сыном. На следующий день она бежала к врачу и за деньги делала справки, что якобы ребенок болеет», содержащихся в протоколе судебного заседания и на аудиозаписи протокола данного судебного заседания, негативная информация об истце?
  2. Если негативная информация об истце содержится, то в какой форме выражена: утверждение о фактах, мнение, предположение, оценочное суждение, вопрос?

Для проводимого исследования важно, что каждый текст имеет несколько функций, которые производны от речевого намерения (интенции) автора текста. А при выявлении смыслового содержания слова, словосочетания, высказывания важную роль играет контекст. В связи с этим в исследовании приведены только те словарные значения лексем, которые актуализированы в контексте, а спорные высказывания проанализированы с учетом их контекстного окружения. В ходе лингвистического анализа установлено, что в спорных высказываниях содержится информация о противоправном характере действий истца, следовательно, такая информация носит оскорбительный характер.

Ответ на вопрос № 1: в высказываниях ответчика, процитированных выше и содержащихся в протоколе судебного заседания и на аудиозаписи, содержится негативная информация оскорбительного характера об истце.

Ответ на вопрос № 2: в утвердительных конструкциях информация о факте (положении дел) или действиях какого-либо лица (событии) дается в словесной форме, в группе сказуемого и понимается аудиторией как важная, новая. Грамматическое утверждение о факте или событии отображается через показатели объективной модальности (в форме изъявительного наклонения).

Высказывания имеют форму утверждения о фактах, потому что соотносятся с событиями объективной реальности, следовательно, являются верифицируемыми; в данных высказываниях отсутствуют маркеры субъективного мнения. Предикаты в форме прошедшего времени (брал, приходил счастливый, запретила, бежала, делала) свидетельствуют о том, что описываемые события завершились. Таким образом, негативные сведения об истце выражены в форме утверждения о фактах.